(343) 213-20-31
г.Екатеринбург

Увидеть Париж и показать его детям

Зоя Головня, 2009 г.

Расскажу вам одну историю. О том, как мы ездили с семьей в путешествие в Париж. Пишу не для того, чтобы поведать о красотах одного из самых чудесных мест на земле, это совершенно отдельная, неисчерпаемая тема. А ради того, чтобы поделиться опытом заграничной поездки с маленькими детьми.
Планируя поездку, я не нашла в интернете достаточно нужной мне информации о путешествии с грудничками. Надеюсь, вам будет интересна и полезна данная статья. Постараюсь особо отметить некоторые важные моменты, касающиеся грудного ребенка.
Идея поехать именно в Париж возникла у моего мужа. Основная цель путешествия обозначилась как посещение парижского Диснейленда со старшими дочерями (одиннадцатилетние двойняшки). И тут встал вопрос: ехать ли нам тоже (т.е. мне и нашей маленькой 9-месячной дочери)?
После непродолжительной дискуссии сомнения были развеяны и мы сошлись на том, что возраст 9 месяцев чуть ли не самый удачный период для путешествия!
В принципе, мы в этом убедились на практике. Во-первых, ребенок грудной, и пока все проблемы решаются с помощью тити. Во-вторых, с 6 месяцев практикуем прикорм с общего стола, в том числе освоен навык питья из кружки и даже из обычной пластиковой бутылки. В-третьих, ребенок уже сидит, но еще не ходит. Наконец, наша малышка вполне адекватная по жизни.
Безусловно, были некоторые страшилки со стороны друзей, мол, куда с такой маленькой лялей за границу!? И ладно бы в Турцию, где all inclusive и никаких проблем с детьми, можно даже няню нанять... Но в Европу, с ребенком!? Это же никакого отдыха! Но я однозначно сказала себе, что хорошо мне - хорошо и моей дочери. И собственно отдыхом для меня являлась сама смена обстановки.
Дело в том, что до беременности я вела довольно активный образ жизни: много работы, спорт, встречи с друзьями, разные поездки внутри и за пределами страны по нескольку раз в год. Даже во время беременности мы старались выезжать куда-то. Когда появилось наше чудо, инопланетянка сладкая, закружил круговорот эмоций: безмерное счастье, безграничная любовь, а с ними разного рода страхи, тревоги, осознание ответственности и прочее, и прочее... И с малышкой мы вдвоем целыми днями и ночами, нос к носу... Так что мир просто сузился до пределов этого самого курносого носика... Я думаю, вы в курсе как это бывает... Одним словом, мне однозначно и необходимо было вздохнуть полной (в прямом смысле) грудью воздух Парижа, просто жизненно важно, в том числе для восстановления душевных сил и равновесия!
Итак, наша поездка состоялась в весенние каникулы (23 - 29 марта 2009). Всего наc было пятеро: двое взрослых (я и мой муж Андрей), двойняшки 11 лет (Соня и Лиза) и малышка 9 месяцев (Тая). Еще раз подчеркну важный момент! Тая на грудном вскармливании и прикорм у нас по педагогической схеме. Что это такое не раз обсуждалось на занятиях в Ладе, можно найти информацию и в интернете, не буду здесь подробно об этом. Если вкратце, то ребенку на грудном вскармливании дается та же пища, которую употребляет мама. Изредка мы даем баночную еду, когда нет возможности что-то приготовить.
Планирование и бюджет. Поездку полностью планировали самостоятельно: билеты, визы, бронь отеля, страховка. Сразу отмечу, что отказавшись от идеи ехать через агентство, мы сэкономили довольно приличную сумму на их услугах, около 60-70 тыс. руб.
Сколько мы потратили на месте за неделю путешествия, не могу сказать точно, так как пользовались пластиковой картой мужа. Если серьезно, то затраты на еду, посещение аттракционов, достопримечательностей и сувенирную продукцию могут варьироваться, в зависимости от ваших желаний и возможностей. Отмечу только, что Париж достаточно дорогой город.
С собой брали минимум вещей, ориентируясь на прогноз погоды. В действительности погода оказалась даже лучше. Решили, что едем в цивилизованную страну, и, в случае чего, все можно купить на месте. При этом нужно помнить, что в Париже многие магазины не работают по выходным, и я не встречала круглосуточных магазинов. Единственное, что я взяла про запас, так это подгузники (очень кстати, как потом оказалось) и еще немного баночной еды с собой ("Бабушкино лукошко"). В аптечку положила жаропонижающее, смекту, лактофильтрум, активированный уголь, д-пантенол, но-шпу, градусник, эфирные масла. Коляску решили купить на месте, так как у нас не было на тот момент летнего прогулочного варианта.
Также с собой взяли рюкзачок и слинг. Слинг нам не пригодился, дочь у меня от него отказывалась и раньше, не захотела и в поездке. А вот рюкзак был незаменим.
Виза. Формальности с визой решились очень просто и быстро. В Екатеринбурге есть консульство Франции. Собираются все необходимые документы и подаются в визовый центр при консульстве. Мы подали документы и через 2 дня уже смогли отследить результат на сайте. Визы нам дали без проблем.
Хотелось бы отметить такой момент. Если вы вписываете ребенка к себе в паспорт, то обязательно нужна его фотография, даже самого маленького (ранее фото требовалось только на детей старше 6 лет). Или делается отдельный паспорт на кроху.
Билеты и перелет. Авиа-билеты купили обычным путем, через кассы в Екатеринбурге.
Поскольку прямых рейсов из столицы Урала до Парижа нет, мы рассматривали варианты с пересадкой в Калининграде, Хельсинки и Праге. Москва и Питер не брались в расчет по причине небывалой дороговизны. В интересной стране мы живем все-таки. Так вот, наиболее экономным и удобным с точки зрения проведения минимум времени в трансферном аэропорте, оказался вариант Екатеринбург - Калининград - Париж, перелет с Калининградскими авиалиниями (КД авиа).
Но тут как раз случилась неприятность с КД авиа. У компании возникли финансовые сложности и их, вроде бы, объявили банкротом. Однако вмешались местное правительство и крупный бизнес, поддержали стратегически важного перевозчика и рейс состоялся. НО! Туда, до Калининграда, объединили рейсы из Челябинска и Екатеринбурга (не повезло тем, кто летел до Парижа из Челябинска, у них было два стопа - соответственно в Екатеринбурге и Калининграде). А обратно, в Калининграде, объединили Екатеринбург и Уфу, т.е. не повезло нам, у нас был дополнительный стоп в Уфе. При ночном перелете с детьми - это, мягко говоря, нам не понравилось. Челябинск, кстати, на обратном пути тоже объединили, на этот раз с Самарой. Короче говоря, если хотите сэкономить нервы, летайте, пожалуйста, с зарубежными авиалиниями. Перелет через Прагу был дороже тысяч на 15-20. Через Хельсинки чуть меньше, но там были более длительные стопы.
Рекомендую планировать перелеты через www.amadeus.net.
Относительно удобств для пассажиров с маленькими детьми в трансферном зале аэропорта Калининграда скажу одно - их нет. Ни комнаты матери и ребенка, ни салфеток в туалете. Это детали. Мы знакомы с российской действительностью и были хорошо подготовлены на все случаи жизни.
Малышка перенесла перелет хорошо, спала, практически не капризничала. Много глазела по сторонам и активно пыталась взаимодействовать со всеми окружающими: то улыбнется, то ручкой потянется. Безусловно, много висела на груди. Особенно это спасало во время взлета и посадки, когда закладывает уши. Титю дал - и вперед, никаких проблем.
Прилетели мы в воскресенье, во второй половине дня, и решили не брать такси, а в качестве эксперимента самостоятельно добраться до гостиницы. Немного поплутали по аэропорту в поисках выхода к RER (железнодорожный транспорт, который функционирует в Париже, наряду с метро, а также в пригороде), но все решилось, когда обратились на Информационную стойку (персонал говорит по-английски). Подробно останавливаться на парижском транспорте не буду, ниже будут полезные ссылки на эту тему.
Погода. Я считаю, что с погодой нам повезло. Ни жарко, ни холодно, иногда дождь, но недолго. Правда, довольно ветрено. Средняя температура около +13 градусов. В последние дни начало довольно сильно пригревать.
Гостиница и пребывание. Гостиница Appart Valley Paris - Gare Austerlitz была забронирована через booking.com. Основные критерии при выборе места проживании были следующие: 3-4 звезды, апартаменты минимум в 2 комнаты с кухней, рядом с метро, парком и не очень далеко от центра. От booking.com было прислано подтверждение, я звонила сама еще раз в гостиницу, что бы все уточнить (на электронные письма они не отвечали).
Но все равно возникла накладка. Дело в том, что в некоторых гостиницах ресепшн работает лишь в строго отведенные часы. Например, как в нашем случае, с 8 до 11 и с 16 до 19, а в воскресенье только с 8 до 11. Мы как раз прилетели в воскресенье после обеда. На сайте бронирования не было информации про особенности работы отеля в воскресенье. И в самом отеле нас не предупредили, что никого не будет на месте, хотя в телефонном разговоре мы обсуждали дату и время заезда.
Одним словом, мы оказались у запертой двери гостиницы. Прослушав информацию на автоответчике, мы ничего не поняли, хотя владеем английским и немного французским. Видимо так устали с дороги, что соображали туговато или просто никогда не сталкивались с такими особенностями работы ресепшн и даже не предполагали, как быть в подобных случаях. Как-то привыкли, что в гостиницах всегда кто-то есть на стойке регистрации. Короче говоря, нужен был просто код для домофона, который нам не сообщили (хотя позже управляющая заверяла меня, что отправляла письмо с кодом на е-мэйл).
Дети устали, малая уже начала подпискивать. Недолго думая, мы нашли в путеводителе адрес ближайшей гостиницы в этом районе (рядом с вокзалом Аустерлиц) и заселились туда. Гостиница называлась Saint-Charles. Мы взяли два двухместных номера, хозяин сделал нам скидку
Все было душевно, чисто и, забегая вперед, на утро мы получили отличный завтрак в формате шведского стола (за отдельную плату, как во многих гостиницах Парижа).
Вокруг маленькие улочки, тихие кафе. Запахи... Конечно же запахи, ароматы... Вот на что сразу обращаешь внимание в Париже. Тонкие и не очень, они витают повсюду. Люди, гостиницы, кафе, транспорт – везде -много и разные.
В первый вечер мы отметили наш приезд в уютном бистро прямо напротив отеля. Заказали всем по салатику и нам принесли огромные порции, которые мы так и не осилили. Вино... И так сладко, томительно вкусно...
На второй день я проснулась по-местному в 6 утра. Приоткрыла окно и замерла прислушиваясь. С улицы раздавался птичий щебет. Да такой громкий! Пару часов блаженства в одиночестве с утренним Парижем...
Малышка - молодец, спала себе, ворочаясь под боком у папы. Я больше всего переживала из-за разницы во времени, все-таки 4 часа с Екатеринбургом. Но ребенок сразу как-то адаптировался, и не было никаких проблем. Видимо, она подумала, раз все спят, значит - ночь!
Гостиница нам понравилась, но мы решили все же переехать в заказанные ранее апартаменты, как планировали сразу. В итоге жили рядом с ботаническим садом, зоопарком и музеем естественной истории. В музее не очень уютно, много костей, но для любителей палеонтологии самое место. В саду же очень здорово и красиво. Ухоженные газоны, песчаные дорожки, зелено и светло. Здесь у Таи как раз проснулось желание ходить ножками. Когда мы гуляли в парке, она вся извивалась, не желая сидеть на руках. И мы гонялись за голубями с диким восторгом, делая гигантские шаги, визжа от восторга и махая ручками. Или я просто садила ее на зеленый газон, и она сидела и радостно щипала первую в своей жизни травку.
На второй день мы очень много гуляли. Дорвались, как говорится. Прошлись вдоль Сены, посетили Нотр Дам, купили коляску, исколесили много улочек и, наконец, пришли к Эйфелевой башне.
Ветер был очень сильный в тот день, а Тая спала все время в коляске. Я еще думала не подниматься на башню и поехать с малышкой домой. Но осталась. И, видимо, ее продуло немного или просто организм включил какую-то защитную реакцию на стресс от перелета и смены обстановки. Короче говоря, на третий день она мне выдала температуру 38. Мы паниковать не стали, просто остались дома.
Муж со старшими детьми как раз поехали в Диснейленд. Мы с младшей все равно туда не собирались. Поить лекарствами я ее не стала, кроме температуры не было ни насморка, ни кашля. Нормальный ребенок. Просто много пили и спали. Погуляли даже чуток. На следующий день уже все было в порядке, температура опустилась. И до конца поездки больше не было никаких эксцессов.
Мы прожили в Париже неделю, наслаждаясь каждым мгновением. По утрам папа баловал нас завтраками на французский манер с ароматными сырами, свежими хрустящими круасанами и сочными десертами, купленными за углом. Днем бродили по улицам, набережным, паркам, растворяясь в атмосфере красоты, впитывая новые ощущения.
Нам очень понравилось в музее Орсе, здесь представлены шикарные полотна импрессионистов. Соня с Лизой занимаются в художественной школе, им было очень интересно. Просто супер! Но мало. Надо больше времени. Хотелось все как следует рассмотреть, прочувствовать. Тая тянула ручки ко всем картинам и статуям. Все надо потрогать, все интересно.
Еще были: Монмартр - любим горячо и крепко, Нотр Дам - грациозен и величав, Елисейские поля - торжественны и несравненны, Лувр - безграничен и необъятен, а также парки, дворцы, Сена, улочки, рынки, кафе... Лично я балдею от Парижа, мне там нравится все!
Старшие дети в восторге от Диснейленда (туда съездили два раза) и Городка науки и промышленности.
Хотели еще побывать в парке аттракционов Астерикс, но он открывался в апреле. Одним словом, это все надо видеть. Туда надо обязательно съездить, чтобы просто пропитаться духом и настроением Парижа.
Детская еда и подгузники. Возвращаясь в практичную плоскость. Как я уже упоминала, малышка у нас на грудном вскармливании, плюс педагогический прикорм. Так как в условиях путешествия проблематично питаться регулярно, нужно запасаться баночной едой. С собой из дома я брала совсем немного, только на перелет в одну сторону. Поэтому на месте мы сразу же озадачились вопросом детского питания. Первым делом облюбовали детскую молочку от Данон, с ней проблем не возникло.
А вот с баночными пюре у нас не пошло. Nestle нам не понравился на вкус, еще один бренд мы купили в аптеке, не помню название, какое-то овощное пюре - сразу высыпала аллергия. И еще одно пробовали, неожиданное для русского произношения название марки - Bledina. Продавалось в обычном магазине. Фруктовые вкусы пошли хорошо, но на овощные аллергия. Больше мы ничего не пробовали из баночного, кормили обычной едой.
Еще почему-то неожиданно возникла проблема с подгузниками от 9 кг и выше. Их просто не было. Хорошо, что я взяла с собой из дома с запасом, поэтому протянули почти до конца проживания в Париже. А потом-таки купили местные - не очень удачные, правда, они протекали. Странно, что нам не встретились Fixis, французская марка по идее. Но, возможно, мы плохо искали. Просто брали то, что попадалось по ходу.
Передвижение на коляске и отношение к детям. Очень удобно гулять с коляской пешком, тротуары, что называется, "адаптированы". Без проблем, если нужно заехать с коляской в магазинчик или кафе. В музеях также никаких сложностей, есть лифты. Но вот в метро проблематично, не предусмотрено. На RER проще, там также есть лифты.
Отдельно стоит сказать про отношение французов к малышам. Я такого никак не ожидала. Складывается ощущение, что младенец для них - это самая важная персона, центр Вселенной. Везде где бы мы ни были, в любом общественном месте (кафе, музее, аэропорте) малышке уделялось особе внимание. И это нисколько не раздражало, так как выглядело очень искренне и естественно, когда, например, менеджер кафе подходил, здоровался с ребенком, улыбался, люлюкал, играл. Или если вдруг ребенок расплакался, то обязательно подходил смешной французский дядя и пытался рассмешить ребенка. Одним слово, активное общение и участие. Почти во всех заведениях, в которых мы были, в туалетах были пеленальные столики.
Полезные ссылки. Про достопримечательности и особенности транспорта масса информации в интернете. Мы, в основном пользовались следующими источниками:
- Официальный сайт Парижа на французском и английском языках
- Интерактивная карта Парижа, очень удобная
- Карта транспорта
- Общественный транспорт Парижа. Стоимость проезда, проездные и скидки
- Проездные билеты в Париже
- Такси в Париже
- Посольство РФ во Франции
В заключение хочется сказать, что Париж прекрасен, Париж шикарен, Париж навсегда. Перефразировав известное всем название произведения Хэмингуэйя, я скажу, что Париж - это праздник, который всегда со мной. Я очень рада, что съездила туда со своей семьей. Никаких особых сложностей в путешествии в Европу с детьми я не вижу. Главное, соответствующий настрой и позитивное мышление. Наслаждайтесь прекрасными моментами своей жизни вместе с вашими детьми.