Путь к неидеальности
Евгения Фаюстова, мама троих детей, педагог дошкольного образования, член российского Педагогического общества Карла Орфа, ведущая детско-родительских групп Центра родительской культуры «Лада»
Вперед к светлому будущему |
Когда я только начинала делать свои первые шаги в педагогике, я мечтала стать идеальным педагогом. Мне виделись радужные картины моего светлого педагогического будущего: уникальные занятия по собственной методике, очереди желающих на них попасть, счастливые дети, благодарные родители – и я, вся такая из себя профессиональная, востребованная, обласканная клиентами... Стремление к тому, чтобы все делать на «отлично» (а иначе и браться не стоит), пришло со мной во взрослую жизнь из детства, и я до сих пор удивляюсь, откуда оно во мне взялось. Мои родители ни словом, ни взглядом, ни вздохом не культивировали во мне отличницу, а наоборот, всегда убеждали, что главное – не оценка, а интерес, увлеченность и любовь к своему делу. Я радостно принимала их доводы, находила в себе интерес и увлеченность и продолжала стремиться все сделать идеально. И вот в неполные тридцать, после рождения младшего сына, я решила круто поменять свой профессиональный путь и переквалифицироваться из идеального экономиста-международника в идеального дошкольного педагога. Второе высшее, красный диплом (а как же иначе?), выпускная квалификационная работа, по объему и глубине близкая к кандидатской диссертации... И мои первые клиенты – группа малышей-годовичков и их мам. Я понимала, что идеальными педагогами не рождаются, ими становятся благодаря кропотливому ежедневному труду. И будущий идеальный педагог Евгения Фаюстова начала создавать собственную развивающую программу для детей от года до двух лет. Стремление к идеальности оказалось мощнейшим ресурсом – программа получилась удивительной. Я до сих пор иногда удивляюсь, как же мне, такой зеленой и неопытной, все это пришло в голову, как выстроилось в систему, из каких источников я черпала столько вдохновения и творческих идей. Клиенты подросли, и через год будущий идеальный педагог Евгения Фаюстова придумала не менее удивительный апгрейд программы – теперь уже для возраста 2-3 года. Примерно в середине этого пути я познакомилась с орф-педагогикой, что дало мощную концептуальную основу моим интуитивным открытиям. Помню свою безудержную радость от осознания, что чутье вело меня по верному пути, и восторг от безграничности простора для творчества и саморазвития. Казалось, светлое педагогическое будущее уже совсем близко. |
В погоне за идеальностью |
Только вот клиентов было не так много, как мне хотелось. Желание осчастливить всех страждущих своей идеальностью разбивалось о суровую реальность. Большое количество детских центров в микрорайоне, где я работаю, широкий выбор занятий на любой вкус и цвет, жесткая ценовая и неценовая борьба за клиента – все это совершенно не способствовало появлению очередей на мои программы. Мой всегдашний фатализм, верой и правдой служивший во многих жизненных ситуациях, именно здесь не желал включаться. Я скакала от счастья с появлением каждого нового ребенка в своих группах и ужасно огорчалась и даже злилась, когда кто-то уходил. Злилась на конкуренцию – понаоткрывали тут школ развития! Злилась на финансовый кризис в стране, из-за которого мамам надо на работу, а малышу – в ясли. Злилась на новую тенденцию в воспитании, где нет места группам раннего развития, где из «must have» они перекочевали в категорию пустой траты денег. Но самое главное, я злилась на себя – разумеется, считая себя недостаточно идеальной. Мне так хотелось показать родителям уникальность своих программ; дать возможность увидеть и почувствовать чудеса, которые происходят с ними и с их детьми на занятиях; доказать, что все это в сто раз лучше яслей, куда не нужно спешить раньше времени; убедить, что наши уроки никак нельзя отнести к пустой трате денег! Мне так всего этого хотелось, что я... забыла о себе. Мое внимание совершенно растеклось – оно все ушло в стремление соответствовать картинке идеального педагога. В таком режиме я вплотную приблизилась к состоянию эмоционального выгорания. |
Сигнал SOS |
А клиентов тем временем становилось все больше, сарафанное радио набирало обороты. Я открыла новые группы, начала работать полную неделю, у меня даже появился «запас прочности» - 1-2 семьи в листе ожидания. Казалось бы, вот оно, светлое педагогическое будущее, о котором так мечталось. Вот только я никак не могла понять, почему при моей огромной любви к детям, к своему делу, к творчеству, к музыке, к движению тело не желает по утрам подниматься с постели, ноги не хотят идти на работу, а голос – мой главный инструмент! – отказывается звучать. И я забила тревогу. Мне помогли мои учителя. Большая удача, что я оказалась в среде орф-педагогов. Честно говоря, за всю свою трудовую деятельность в разных сферах – в экономике, высшем образовании, журналистике, дошкольной педагогике – я не встречала такой мощной профессиональной поддержки начинающих специалистов со стороны опытных коллег. Я медленно собирала себя благодаря встречам с Илизой Сафаровой, беседам с Галиной Хохряковой, занятиям с Еленой Максимовой, знакомству с Евгением Белозеровым. Постепенно накапливались инсайты, а я возвращалась к себе. Без ответа на вопрос «Кто я?» работать дальше было невозможно. |
Инсайт первый. Больше чем развивашки |
В развивающих занятиях, которые я провожу, всегда присутствует более глубокий слой терапевтической работы. Спасибо Илизе Сафаровой, которая повернула мой взгляд в эту плоскость. Терапевтический слой пока не всегда осознаваем мной во время урока. Он редко заметен родителям. И он очень хорошо ощущается самими детьми. Эта тема довольно сложна для описания и, если мне удастся найти подходящие слова, я обязательно напишу отдельную статью. Пока же ограничусь фразой: происходит что-то очень важное. Когда замедляются гиперактивные детки, становятся смелее тревожные, начинают петь молчуны и вслушиваться в тишину говоруны – происходит что-то очень важное. И на это важное требуется большой ресурс. Его необходимо восполнять, такие занятия невозможно вести нон-стопом с утра до вечера семь дней в неделю. Я постаралась максимально честно оценить, какая нагрузка для меня по силам, и с улыбкой осознала: именно та, которая была в начале моего педагогического пути и которая казалась мне недостаточной для идеального педагога. Мудрое мироздание само определило количество групп и семей-участников, оставалось лишь довериться ему и плыть по течению. Сейчас я стараюсь об этом не забывать. Порой это бывает непросто, особенно когда готовишься к уроку и ждешь восьмерых, а приходят двое – а ведь это совершенно другие задачи и совершенно другая групповая динамика! И вся твоя подготовка летит в тартарары, и вот уже раздражение на поверхности, и ты съезжаешь на привычные рельсы и начинаешь злиться на обстоятельства – отпуска, сезонные вирусы, сломавшиеся будильники и пробки на дорогах, из-за которых те шестеро не пришли... И так сложно сказать себе «Стоп!» и перевести этот паровоз на другой путь! Помогает музыка – я включаю что-то любимое, что всегда есть в запасе на флешке. Начинаю двигаться вместе с детьми – и доверие мирозданию приходит вместе с танцем. А после урока вдруг понимаешь, что иначе и быть не могло. Именно этим двоим нужно было именно такое занятие, а тем шестерым нужно было сегодня отдохнуть... |
Инсайт второй. Золушка и злодеи |
В самый острый период моей опустошенности в Екатеринбурге проходил очередной семинар Елены Максимовой. На общем круге в начале нашей работы мы делились запросами, с которыми пришел каждый из нас. Для меня это было непросто – признаться себе и коллегам, что я не хочу никого видеть и ни с кем разговаривать, что само решение о присутствии на семинаре далось мне с большим трудом. Елена Владимировна выслушала мой запрос, пообещала уделить внимание теме выстраивания границ, а спустя некоторое время вдруг и как будто бы вовсе не для меня рассказала... сказку про Золушку. Если честно, я не смогу сейчас воспроизвести полностью то, что было тогда сказано. Есть ощущение, что я не услышала и половины, потому что на первых же фразах во мне поднялся жуткий протест и внутренняя буря. А в моем опыте это всегда означает, что задето нечто важное и больное. Потому что когда не про меня и не болит – любые слова и оценки скатываются, как с гуся вода. Отряхнешься – и забудешь. Осознание проблемы для меня всегда означает ее решение. Нужно только дать себе время с этим побыть. На семинаре я сделала у себя в конспекте пометку: «Сказка про Золушку. Обратная сторона труженицы» - и больше ни слова. Но со временем стала замечать в себе все меньше критики и обесценивания в отношении других педагогов и клиентов и все больше принятия и доверия жизни. Раньше, к примеру, ко мне регулярно приходила информация, как работают коллеги в конкурирующих организациях. Я узнавала об этом от родителей, которые, испробовав все в округе, выбирали мои занятия. Как ребенок, радовалась их выбору, жадно слушала их аргументы в свою пользу, искала подтверждения своему профессионализму через обесценивание чужого труда. Все это происходило глубоко внутри, и посмотреть туда, вовнутрь, на свои истинные мотивы, а тем более сказать о них вслух было... жутко. Разумеется, жизнь отражала мои собственные непризнанные стороны в моих клиентах: регулярно в группы приходили люди, настроенные очень критично ко всему, что я делала, начиная от меня самой и содержания уроков и заканчивая пространством и парковкой. При стабильном костяке в 5-6 семей на группу, занимающихся со мной не один год, всегда был кто-то, кто ненадолго приходил, критиковал и сердито уходил в другие центры. У каждой золушки свои «злодеи»... |
Инсайт третий. Просто быть |
Когда у меня регулярно начал пропадать голос, я запаниковала. На своих занятиях я очень много пою. Это происходит само собой, простейшие песенки сочиняются на ходу и сопровождают практически любые виды деятельности – я могу петь при сортировке геометрических фигур, изучении цветов или перебирании крупы, не говоря уже об играх с музыкальными инструментами. Я, кроме того, еще и довольно много общаюсь с родителями в перерывах между группами. Голос, без преувеличений, - это мой главный ресурс. Во всяком случае, так я думала. Он пропадал у меня очень деликатно, наполовину: я вполне могла издавать звуки, но примерно как волк из мультика «Жил-был пес». Вспомните крылатое оттуда: «Ты заходи, если что», - так вот это как будто я озвучивала. Если с говорением и чтением стихов такой голос худо-бедно справлялся (хотя и создавая впечатление, что многодетная мать и без пяти минут идеальный педагог накануне что-то оч-чень бурно праздновала), то с пением – увы, никак. Но этот опыт был нужен мне не только чтобы открыть незнакомые грани привычных действий. Есть еще кое-что важное. Оказалось, что мне достаточно просто быть в пространстве – и занятие состоится. Я вдруг поняла, что ценна просто потому что я есть. Это было какое-то совершенно новое чувство безусловного принятия себя в работе. Причем в этом состоянии нашлось гораздо больше места для самокритики и саморазвития: не самобичевания, а очень ясного понимания узких мест в уроке. Раньше такая спокойная и конструктивная рефлексия была мне недоступна. |
Инсайт четвертый. Быть настоящей |
И вот нагрузка оптимизировалась, опустошенность исчезла, голос вернулся – и, казалось бы, ничто более не должно было препятствовать наступлению педагогического дзена. Но, похоже, в дзене я бы соскучилась. Так что жизнь начала систематически предлагать мне новые задачки – клиентов и ситуации на уроках, с которыми я не могла справиться освоенными методами. Нужно было в очередной раз сменить угол зрения, и в этом мне очень помог Евгений Белозёров. В начале семинара на общем круге он задал участникам простой вопрос, в действительности оказавшийся для меня совсем не простым: в каком вы сейчас состоянии? И вот эта остановка перед стартом, как самолет притормаживает на взлетной полосе перед тем как начать разгоняться, этот взгляд, обращенный внутрь себя, очень честный и иногда беспощадный, дал мне новое понимание глубинных механизмов взаимодействия учителя и ученика и открыл бездну непознанного. Бездну, окончательно растворившую осколки иллюзий об идеальном педагоге, если таковые еще оставались. Если я пришла на урок, «оставив за дверью» усталость, - усталость придет в пространство через клиентов. Какое-то время дети и родители будут пытаться вслед за мной «разогнаться» на игру и веселье, но в конце концов эта искусственно создаваемая энергия кончится и совсем уйдет из занятия, уступив место апатии, на которой никуда не уедешь. Если «за дверью» остался гнев – он обязательно выйдет в пространство какими-нибудь нелепыми столкновениями лбами, падениями, ссорами. Если я не отслежу в себе раздражение, или скуку, или нежелание вести занятие – все это, как в зеркале, покажут мне мои ученики. Если состояние, из которого я веду урок, ненастоящее – и урок получается ненастоящим, а правда тем временем непременно прорвется в пространство, причем непредсказуемо, неожиданно и совершенно неуправляемо. После таких уроков на меня, как правило, накатывает усталость и неудовлетворенность. И наоборот, если я честна с собой и иду к клиентам с четким пониманием, что вот сейчас я, к примеру, в крайней степени раздражения из-за пробок на дорогах, динамика урока начинает меняться, интуиция требует от меня добавлять другие игры, включать другую музыку, использовать другие движения. Урок течет очень естественно и гармонично, мы движемся на совместной энергии, моя энергия соединяется с энергиями детей и родителей – иногда это тихо и спокойно, иногда бурно и немного бешено, в зависимости от состояния всех участников процесса. Но нет ненужного напряжения, нет всеобщего стремления соответствовать какой-то картинке и чьим-то ожиданиям. Понимание, что от меня зависит не только структура урока, его дидактика, цели, задачи и методы их достижения, но и нечто более важное и хрупкое, возлагает гигантскую ответственность. Можно навредить, если идешь в урок из каких-то представлений о том, как должно быть. Например, я заметила, что когда я искусственно раскручиваю себя эмоциями – вслед за мной моментально «раскручиваются» гиперактивные дети, и их невероятно сложно потом замедлить и привести к концентрации. Их состояние не просто не гармонизируется, оно еще более усугубляется после занятия. В принципе любое нестабильное состояние ребенка может непредсказуемо качнуться как в ту, так и в другую сторону, если я – ненастоящая. Но нельзя навредить, если идешь в урок настоящим. Тебя может быть слишком много для одних детей и мало для других, ты никогда не будешь хороша для всех, но если ты – настоящая, то с тобой рядом здесь и сейчас окажутся именно те, кому ты сейчас нужна. |
Приглашаем на занятия, которые Евгения Фаюстова проводит в филиале на Смазчиков, 8-28:
Солныйшко моё - для малышей от 6 месяце до 1 года
Лесенки-чудесенки - для ребятишек 1-2 лет
Ладушки - для деток 2-3 лет