(343) 213-20-31
г.Екатеринбург

Сладостные роды - мечта или реальность?

Профессор Н.А.Жаркин, А.Е.Мирошников Кафедра акушерства и гинекологии ВМА, г. Волгоград (Материалы 3-й межобластной научно-практической конференции "Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека". Сборник трудов ВМА. Том 53, выпуск 4).

В научной литературе по акушерству и гинекологии не встретишь определения сладостным родам. Существование родовой боли узаконено и непоколебимо. Объясняется это наличием субстратов боли в виде нервных рецепторов в тех тканях, которые подвергаются сжатию или растяжению во время родов. Психофизическая подготовка беременных к родам направлена на то, чтобы научить женщину бороться с болью. Но насколько обязательна боль? Крайне редко, но все же удается встретить роженицу, которая наслаждается родами, которая радуется не только после того, как увидит свое чадо, но именно в момент схваток.

Впервые же упоминание о сладостных родах (partus felix) обнаружено мною в небольшом препринте профессора Г.П.Нарциссова "О материнстве" (1985). В нем говорится, что схватки переживаются как сладостное напряжение или слабость, волна. По мнению автора, борьба за сладостные роды может вестись но нескольким направлениям - фармакологическое обезболивание, заблаговременная подготовка к родам и, наконец, психическая ориентация женщины на сладостные роды.

На наш взгляд, феномен сладостных родов может обеспечить только подготовка беременных к родам, включающая духовную ориентацию на свершение чуда рождения человека. Социально-биологическое и духовое предназначение женщины быть матерью. Известны страдания и психоэмоциональный статус больных бесплодием и невынашиванием беременности. Для них ребенок - это Спаситель их материнства. Исходя из этой позиции, роды должны расцениваться как чудо рождения Спасителя.

На кафедре акушерства и гинекологии ВМА разработана программа и начата работа в школе идеального рождения. Программа рассчитана на 3 месяца по 3 занятия в неделю, включающие беседы, специальную гимнастику и занятия в бассейне. В беседах уделяется внимание не только физиологическим процессам, которые происходят во время беременности и родов, сколько необходимости соблюдения правильного образа жизни и духовной подготовке.

Основу духовной подготовки составляет теория 4-х перинатальных матриц (С. Гроф, 1994), опираясь на которую у беременных формируется установка на сладостные роды. Во время бесед и занятий по гимнастике и в бассейне применяются современные психотехники – дыхательные, голосовые, музыкальные, живописные. На каждом занятии-беседе демонстрируется видеофильм по теме беседы с комментариями, помогающими правильно понять происходящее. Женщины и их мужья обучаются оздоравливающему массажу в зависимости от срока беременности. Гимнастические занятия представлены в основном релаксационными в сочетании с медитативно-дыхательными упражнениями и самомассажем. Во время занятий в бассейне выполняются упражнения для подготовки к родам промежности и дыхательные упражнения, способствующие лучшему усвоению кислорода и тренировке к задержкам дыхания.

Нами подготовлено по данной программе и родоразрешено 4 женщины. Двое пациенток были в возрасте 20 и 23 года, двое - 32 и 34 года. Все женщины были первородящими. У возрастных рожениц соматический статус был отягощен генитальной и экстрагенитальной патологией: у одной - хронический холецистит, дважды обострившийся во время беременности, у второй - перенесенный арахноидит пятилетней давности и миома матки (два узла на передней стенке размерами 5Х6 см в конце беременности). Сладостные роды были у одной, а у остальных роды можно было расценить как мягкие или легкие. У двоих рожениц роды проводились в воду, начиная с активной фазы первого периода и заканчивая последовым периодом. Ни одна роженица не жаловалась на боль ни во время, ни после родов. Все женщины при выписке из родильного дома отметили, что роды у них оставили приятные чувства, и они со временем не исключают возможности повторных родов. Фармакологическое обезболивание в виде инъекции промедола проводилось одной роженице, однако, должного эффекта не было замечено. Выраженный обезболивающий эффект наступил у нее после погружения в бассейн с температурой воды около ЗО С.

Муж присутствовал в родах у одной роженицы. Его присутствие оказывало положительное влияние на роженицу, а также вызвало у самого чувство радости и счастья. Акушерских осложнений ни у одной роженицы не было. В последовом и раннем послеродовом периоде выполнялись другие принципы гуманизации родов - выкладывание ребенка на живот и грудь матери, прикладывание его к груди в первые минуты жизни, совместное пребывание матери и ребенка после родов. Профессор Р.П. Нарциссов утверждает, что сладостные роды нужны в первую очередь для ребенка. Исходя из теории перинатальных матриц, с этим можно согласиться. Однако для матери это тоже имеет немаловажное значение для последующего осуществления своей репродуктивной функции. В семьях, где матери рожали легко и без страданий, больше вероятности появления на свет второго и третьего ребенка. Больше всего поразило поведение и состояние новорожденных после сладостных и мягких родов. У ребенка, родившегося в результате сладостных родов, через 5 минут после завершения адаптации к свету на лице появилась улыбка, которые увидела мать и присутствующие акушерка и врач. Ощущение радости и счастья окутало не только мать и дитя, но и всех окружающих. В этом и заключается феномен сладостных родов - дарить счастье себе, ребенку и окружающим, делать роды эстетически приятным событием. Небольшой опыт доказывает, что сладостные роды могут и должны происходить чаще. Это зависит от того, кто и как будет к ним готовить будущих родителей.